Индивидуально-личностные особенности ребенка и нарушения их развития.
2018-01-24
VK Facebook Twitter Google plus
Индивидуальность – это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Индивидуальность может наблюдаться на уровне высшей нервной деятельности (ВНД.) В основе психологических особенностей человека лежат свойства нервной системы. И.П. Павлов выделял 3 свойства нервной системы (НС):
1. Сила – слабость.
2. Подвижность – инертность.
3. Уравновешенность – неуравновешенность.
Сила – слабость
| Слабая нервная система | Сильная нервная система |
| 1. Низкая работоспособность, быстрое истощение нервных клеток | 1. Высокая работоспособность, энергичность |
| 2. Повышенная утомляемость | 2. Нервные клетки могут длительное время передавать импульсы |
| 3. Большая чувствительность к раздражителям | 3. Устойчивость к раздражителям |
| 4. Устойчивость к монотонной работе | 4. Быстрое уставание при монотонной работе |
| 5. Высокая тревожность, внутренняя обеспокоенность | 5. Низкая тревожность |
| 6. Неустойчивость к стрессам | 6. Высокая устойчивость к стрессам |
| 7. Теряются в неожиданных ситуациях | 7. Мобилизация сил в экстремальных условиях |
| 8. Усталость в социальных контактах | 8. Высокая контактность с людьми |
| 9. Неэффективное использование времени | 9. Высокая эффективность в использовании времени |
Подвижность – инертность
| Подвижная нервная система | Инертная нервная система |
| 1. Быстрый темп деятельности | 1. Медленный темп деятельности |
| 2. Быстрое усвоение материала и быстрое забывание | 2. Медленное усвоение и длительное забывание |
| 3. Легкость и активность в знакомствах | 3. Трудности в общении, в установлении новых контактов |
| 4. Быстрая адаптация к новым условиям | 4. Трудности адаптации, боязнь незнакомых мест, людей |
| 5. Быстрое засыпание и быстрое пробуждение | 5. Медленное засыпание и медленное пробуждение |
| 6.Быстрая речь, подвижная мимика, жестикуляция | 6. Медленная речь, бедная мимика, малоподвижность |
| 7. Быстрая переключаемость с одного вида работы на другую, хорошее распределение | 7. Медленная переключаемость, плохое распределение внимания |
| 8. Быстрое нарастание активности и быстрый спад | 8. Медленное нарастание активности и медленный спад |
| 9. Быстрая скорость реакции | 9. Отсроченная реакция |
| 10. Незлопамятен | 10. Долго не забывает обиды |
Уравновешенность – неуравновешенность
Уравновешенность наблюдается в случае, если сила процесса возбуждения равна силе процесса торможения. Если преобладает возбудимость, то речь идет о возбудимом типе, если торможение – заторможенный тип.
И.П. Павлов предпринял попытку связать темперамент со свойствами нервной системы.
Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики.
Как можно помочь слабым и инертным? Полезными для слабых по нейродинамическим свойствам детей будут следующие правила:
1. Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.
2. Желательно, чтобы ответ был в письменной форме.
3. Давать материал постепенно, по кускам.
4. Не заставлять отвечать новый, только что усвоенный материал.
5. Формировать уверенность в себе, в своих силах.
6. Осторожно оценивать неудачи.
7. Давать время для проверки и исправления написанного.
8. Стараться не отвлекать, не переключать внимания, создавать спокойную обстановку.
При работе с инертными детьми обратить внимание на следующие моменты:
1. Не требовать немедленного включения в работу.
2. Не предъявлять разнообразных заданий.
3. Избегать импровизации.
4. Не следует проводить опрос в начале урока.
5. Не требовать быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
6. Не следует его отвлекать, переключать внимание на что-либо другое.
7. Нежелательно заставлять отвечать новый, только что пройденный материал.
