Антистресс онлайн
Новое мобильное приложение «Ансти стресс онлайн» скачать

Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка 1

2018-03-14


Информация в рамках проекта "Рассказать! Помочь! Спасти!"

ЧАСТЬ № 1


Глубокие социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране в последние годы, не могли не затронуть семью как наиболее уязвимую часть социального организма. Ситуация, которая сложилась в сфере семьи, может быть охарактеризована как чрезвычайно острая. Всеобщий характер приобретают тенденции, известные демографам как нуклеаризация семьи, ранние браки, малодетность семьи, увеличение разводов, неполные семьи и вследствие этого отсутствие отцовского воспитания, дезорганизация семьи и увеличение количества семейных конфликтов, ломка традиционных полоролевых установок, рост отчуждения в семье, культ потребления и т.д.

В связи с этим Указом Президента РФ от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Национальную стратегию планируется реализовывать по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохранение и правосудие, дружественные к ребёнку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, и пр.

Проблемными с точки зрения условий, создаваемых для развития детей, остаются и внешне благополучные семьи, в которых субъективное состояние ребёнка вследствие неправильного воспитания может характеризоваться длительной эмоциональной травматизацией. Характеризуя психологические проблемы детей из семей, благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, следует отметить, что в них всё чаще наблюдаются такие явления, как: уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместной деятельности ребёнка со взрослыми и общего досуга. Место личностного общения занимают прагматические формы – по поводу режима, контроля за успешностью в учёбе.

Таким образом, актуальная на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема детско-родительских отношений остается острой и на современном этапе.

Не может оставаться в стороне от проблемы сохранения и укрепления семьи, формирования у подрастающего поколения семейных ценностей и образование. Так, в новых ФГОС указывается на важность осознания школьниками значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Это возможно через формирование осознанного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Проанализируем феномен «отчуждения» с научной позиции, основываясь на исследовании, проведенном М.В. Полевой [3].

Феномен «отчуждения», трактуется автором как потеря человеком чувства собственной субъектности в общении со значимыми другими. «Быть отчуждённым» – значит ощущать самоутрату, не чувствовать своей связи с близкими людьми. Отчуждение можно рассматривать как неполноту, ограниченность, ущербность своего Я, потерю своего авторства.

Реакция отчуждения есть результат дисфункции «кольца самоподражания «индивида (ребёнка) в контакте с другими людьми (родителями, педагогами) [2]. Она возникает, когда значимые проявления индивидуальности ребёнка не «подхвачиваются» взрослыми, когда родитель перестает быть «зеркалом» для ребёнка, в котором бы отражались его слова, мысли, действия, поступки. Тем самым, кольцо самоподражания, теряя «посредника» (родителя), в этом случае будет «вращаться» вхолостую, и раз за разом возникает реакция отчуждения между взрослым и ребёнком.

Родители не всегда лояльно относятся в неординарным, выходящим за рамки целесообразного, общепринятого, поступкам ребёнка. Лояльность определяется как тенденция одного индивида (например, взрослого) поддерживать неординарные проявления активности другого индивида (ребёнка). Существует несколько способов реагирования на неординарную активность другого: наказание (осуждение), игнорирование (отшучивание), принятие (объяснение) и поощрение (децентрация).

1. Наказание. Негативная реакция осуждения вплоть до вербального или физического наказания.

2. Игнорирование. Родители проявляют реакцию равнодушия, оставляют поведение ребёнка без внимания или отшучивается, переходя тем самым в условно-игровой план.

3. Объяснение. Родители стараются прояснить для ребёнка ситуацию, откорректировать его поведение, не вникая в мотивы слов или поступков.

4. Децентрация. Родители стараются понять мотивы, скрытую логику ребёнка, принимают его позицию, воспринимают его как субъекта межличностного взаимодействия.

Понятию «лояльность» соответствуют два последних и противоречат два первых способа реагирования родителей.

В ходе исследования М.В. Полевой, выяснилось, что реакция наказания неординарных проявлений ребёнка у родителей встречалась в 29 % случаев, отшучивание – в 20 %, объяснение – в 46,5 %, децентрация – в 4,5 %. На основании исследовании, можно сделать следующие выводы:

1. Отчуждение может быть определено как утрата индивидом чувства своей субъектности в общении со значимыми людьми, переживание невозможности обладать подлинной свободой самопроявлений.

2. Механизмом порождения реакции отчуждения у детей является нарушение «кольца самоподражания» ребёнка в общении со взрослыми (ребёнок не ощущает себя отраженным в «зеркале» взрослого, что провоцирует снижение самоценности, проявление негативных чувств и т.п.).

3. В контексте детско-родительских отношений выделяются полярные формы реагирования взрослых на неординарные проявления ребёнка: принятие их (лояльность) и неприятие (отчуждение).

4. Реакция отчуждения есть результат нелояльности взрослого к неординарным проявлениям ребёнка; дети родителей, характеризующихся лояльностью, не обнаруживают признаков отчуждения [3].

С позиции предотвращения реакции отчуждения в семье между детьми и родителями важно учитывать все факторы, которые будут определять семью, как благополучную. Следует отметить, что благополучной семьёй в последнее время называют семью, которая справляется с воспитанием собственного ребёнка, в противовес мнению о роли материальной обеспеченности семьи. Психологи считают, что число факторов, определяющих состоятельность семьи как благополучной, следует расширять [1].

Прежде всего, это своеобразие эмоционально-психологического климата семьи, который характеризуется позитивными эмоциональными связями между членами семьи, открытостью и искренностью в общении, взаимным доверием и поддержкой всех членов семьи.

Второй фактор – это композиция семьи, то есть количеством человек её составляющих. Своеобразие композиции семьи определяется возрастом её членов, особенностями их отношений – брачных, супружеских, детско-родительских, детско-детских, прародительских, родственных. Композиция семьи определяет своеобразие её нравственной атмосферы, степень привязанности или отчуждённости в отношениях, сплочённости или разобщённости, изоляции или защищённости каждого члена.

Важным фактором стабильности семьи являются правила, нормы, ритуалы и традицииЕсли они отсутствует, то это способствует дестабилизации отношений, их неопределённости и размытости. В такой семье отмечается низкий уровень эмоциональной поддержки, недоверие, зависть, соперничество. Если же нормы и правила соблюдаются всеми членами семьи, то это формирует уверенность, предсказуемость поведения каждого члена семьи, взаимную ответственность и автономию.

На атмосферу в семье влияет образование членов семьи, их профессиональная деятельность. Так, родители с медицинским образованием нередко проявляют излишнюю озабоченность здоровьем ребёнка, формируя у него инвалидизированное самоотношение. Родители-педагоги стремятся активно обучать, воспитывать, обеспечивать информационную насыщенность в режиме дня ребёнка.

Немаловажным фактором является распределение ролей в семье, их соподчинение, взаимозаменяемость. Если один из супругов перегружен обязанностями (чаще жена, причём по собственной инициативе, в силу женской гиперответственности), а второй свободен – это образец для подражания детям, а также зона напряжения и конфликтов в семье. Отсутствие обязанностей у детей развивает у них потребительство, инфантильность. Или, например, принуждение старших детей к выполнению родительских обязанностей по уходу за младшими также чревато конфликтами.

Чтобы семья благополучно существовала в социуме важным является лидерство в семье. Лидерство бывает единоличное или распределённое. Менее напряжённым является распределённое лидерство, для которого характерно разделение сфер жизнедеятельности на мужскую и женскую. Претензии на лидерство обуславливаются личностными особенностями человека, а также спецификой его профессиональной деятельности.